Наконец, я вырываюсь в долгожданные гости. Мне навстречу выскакивает 6-летний Тема. Он визжит и пытается вскарабкаться на меня, как обезьяна на пальму. «Сейчас! Я Вам! Сделаю! Яичницу!» - задыхаясь от восторга, выкрикивает он, и уносится на кухню. Его мама Лена обнимает меня. Когда-то она занималась у меня на группе, сейчас мы просто друзья.

Мы проходим на кухню и порывистый Тема вдруг становится собранным и сосредоточенным. Почти с первого раза зажигает плиту, ставит сковородку. По уверенным движениям, я понимаю, что это не первая яичница в его жизни. Лена кивает: «неделю назад научились, теперь кормим яичницей всех, кто в дом приходит».

Тема смотрит на скворчащую яичницу - так Колумб вглядывался в приближающуюся полоску земли.

На самом деле, в его маленькой жизни происходит грандиозное событие. Накормить другого человека из своих рук - явление архетипическое. Из разряда опекаемого он переходит в разряд опекающего, дающего.

Тема ставит тарелку передо мной, глаза его сияют. Пока я ем, он смотрит на меня с материнской нежностью. Я говорю: «Здорово! Я сегодня не успела позавтракать. Я была очень голодная. А ты меня накормил. Спасибо». Тема в восторге лезет обниматься, но он уже устал от подвигов и восхищения, и убегает в комнату по своим делам.

Пройдет немного времени, и он забудет эту яичницу, но навсегда в нем останется ослепительное чувство полноценности, которое называется: «Я сумел»!

Я очень люблю эту семью, состоящую из мамы и сына. Года 3 назад Лена развелась, и после этого удивительно расцвела, стала спокойнее и улыбчивей. Я сознательно рассказываю здесь о неполной семье. Надоели сказки, что в неполной семье вырастают неполноценные дети. Нет таких данных! Не зависит это от количества родственников. Это зависит от их качества.

У Темы есть еще бабушка, в представлении которой воспитание детей заключается в словах: «нельзя!» и «осторожнее!», с добавлением чего-нибудь угрожающего: «разобьешься», «обожжешься», «сломаешь». Лене понадобилось 2 года дипломатических переговоров для отстранения бабушки от вмешательства в жизнь внука.

Наверное, Лену бы в детстве сломали, уж больно жесткие представления о счастье были у ее родителей. Но Лена подрастая, стала приглядываться к окружающему миру. И увидела дальних родственников. Там папа таскал своих и чужих детей по походам, учил всему на свете и утверждал, что делить работу на женскую и мужскую глупо. В его лексиконе основными словами было «Как интересно!» Лену пару раз в походы отпустили, и ей модель отношений в этой семье ужасно понравилась. Ее она и взяла на вооружение.


А теперь обещанные советы.

Совет 1. Слепо копировать модель родительской семьи далеко не всегда уместно и не всем нужно. Может быть, стоит оглядеться вокруг. Мир большой, и он готов предложить разные варианты, стоит только поискать и выбрать.

Лена мать не стандартная. Вместо усиленной подготовки к школе, впихивания в ребенка иностранных языков и компьютера, она учит его лазить по деревьям. «Оглянись и найди крепкую ветку, за которую можно уцепиться». А еще они ходят с друзьями в походы с ночевкой. Тема уже умеет зажигать костер без бумаги.

Совет 2. Учите ребенка всему подряд. Плавать, лазить по деревьям, разжигать костер, ставить палатку, ловить рыбу, готовить (даже если у вас повар из Парижа) от супа до пирогов. Мыть посуду, стирать (при наличии в доме самой современной бытовой техники), и т.д.

Даже если часть навыков никогда не пригодиться в жизни, останется реально заработанное: «Я смог»! Тогда освоение новых навыков в течение жизни будет вызывать не тревогу, не страх, а радостный интерес. Чем больше человек умел в детстве, тем он увереннее в себе и жизнеспособнее во взрослой жизни.

Тема пойдет в школу, на следующий год, когда ему будет семь с лишним. И, слава Богу! Он сможет нормально выдерживать школьные нагрузки. Современная помешанность на раннем обучении, по данным ВОЗ, ни к чему, кроме разрушенного здоровья, не ведет. Ребенок может быть умненьким и сообразительным, но против природы не попрешь. Внимание 6-летнего ребенка больше 10 минут не держится. Он устает, выключается, перестает понимать элементарное, после чего к любой учебе появляется отвращение. К тому же начинает часто болеть. А Лена, вместо усиленной подготовки к школе водит сына в группу общей физической подготовки. Родителям, озабоченным ранней специализацией, это не понять. Считается, что уж если отдавать в спорт, так профессиональный, чтобы чемпионом стал. А у Лены другая цель - не собственные амбиции отыграть, а укрепить здоровье ребенка, к тому же ребенок от занятий в восторге - там эстафеты, батут, бассейн.

Совет 3. Здоровье ребенка надо укреплять, и лучше всего регулярными занятиями физкультурой. Ничего лучше человечество еще не придумало. Бассейн, лыжи, коньки, велосипед, ролики, - да все что угодно. Лишь бы регулярно и в охотку. Трудно стать Ньютоном с больным желудком, спиной, горлом, ушами (нужное подчеркнуть).

Хотя Лена сына к школе не готовит, читает он бегло и с удовольствием. Буквы знал давно, но складывать в слова ленился. Лена шла на хитрость - дочитывала книгу до ключевого места, говорила, что ей надо позвонить, и выходила из комнаты. Нетерпеливый Тема хватал книжку, и буквы начинали соединяться в слова, с каждым разом все легче. Теме научился читать не потому, что его кто-то заставлял, а потому что ему очень хотелось узнать, что же дальше произошло с Карликом Носом.

Зато к компьютерным играм Тема относится спокойно. Ему уже сейчас интереснее живые люди, благо в доме их бывает достаточно. Беда современных детей - зависимость от компьютера - ему не грозит. По моим впечатлениям, на компьютер подсаживаются дети и молодые люди, не умеющие общаться. Их этому не научили, а может еще и запрещали. Беспомощные в мире человеческих отношений, они выбрали безопасный для себя виртуальный мир.

Лена преподаватель иностранных языков и переводчик. Работу свою очень любит, хотя хлеб достается ей тяжело. В доме бывает много людей и очень интересные разговоры. Тему от взрослых разговоров никто не гонит. Он ценит это и сидит тихо. Конечно, он мало что понимает, но он вглядывается в лица, в характеры, старается понять взаимоотношения.

Совет 4. Зовите в дом интересных людей. Самые умные и продвинутые родители весь мир собой ребенку заменить не могут. Интересные люди и интересные разговоры расширяют представления ребенка о мире, открывают новые горизонты. Право же, не в школе развиваются мозги человека, а в разговорах с умными людьми.

Лена не боится говорить с сыном о своих трудностях, печалях, радостях и победах. «У меня сегодня так здорово получалось находить нужные слова!» делится она с сыном. Он не понимает, что это значит, но он живо реагирует на радость матери. В этот момент в кладовых его формирующегося мировосприятия откладывается, что работа - что-то очень интересное. Впрочем, она может и пожаловаться: «День сегодня - дурацкий, и все не получилось, и ничего не успела». Тема вглядывается в мать: «Ты расстроена?» «Я раздосадована» - отвечает Лена - завтра начну перевод сначала». И Тема понимает, что в жизни бывает всякое, но это не страшно, просто завтра надо начать сначала.

В ответ Тема делится своим: «У нас в саду девочка Света. Ты построишь что-нибудь, а она сломает. Мне ей хочется в лоб закатать. Но ты говорила, девочек не надо бить. Или можно?» - с надеждой спрашивает Тема. «Все-таки не надо - вздыхает Лена. А ты ее поймай как-нибудь и расскажи, как тебе больно и обидно когда она ломает. И как ее стукнуть хочется» советует Лена.

Совет 5. Умейте разговаривать с ребенком не только про быт и учебу. К сожалению, это проблема всех времен и народов: крайне редко встречаются семьи, где дети и взрослые могут поделиться друг с другом своими переживаниями. В большинстве семей каждый существует в своем пространстве, и как это разговаривать по душам представления не имеют. А ведь именно близкие, искренние отношения в семье единственная гарантия от грядущих подростковых проблем. То, чего так боятся родители - плохие компании, побеги из дома, наркотики, суицид - следствие душевного одиночества в собственной семье.


Как- то бабушка Темы обозвала Лену сумасшедшей. Она предъявила ей целый список прегрешений: Не готовит к школе. Не учит компьютеру и иностранным языкам. Не придумала ему будущее. Позволяет иметь свое мнение. «Припахала» к хозяйству - учит стирать вручную, мыть посуду, пустила к плите.

Лена не сумасшедшая. Она как раз нормальная и руководствуется здравым смыслом. Лена идет от банальных истин, что жизнь сложная штука и что мать опекать вечно не сможет, потому что все мы смертны. Она хочет, чтобы ее сын с трудностями, которые встретятся на его пути, справлялся, и последовательно этого добивается.

Почему я считаю ее воспитание здоровым? Я вижу результат. В детстве Тема много болел, был тревожным, мнительным, вечно ноющим ребенком. Сейчас это здоровый, жизнерадостный, непосредственный, любознательный, открытый всему новому человечек. Живые отношения в семье заложили в нем крепкий стержень жизнестойкости.

Почему же таких как Тема, по пальцам пересчитать, зато количество неприспособленных маугли растет? В чем разница между Леной и воспитателями маугли? Думаю, что в отношении к детям. О, этот миф, что «родители плохого не пожелают»! Почитайте классическую литературу всех времен и народов. Вглядитесь в современную семью. В большинстве семей отношение к детям можно условно разделить на несколько категорий:

  1. Как к бытовой технике, которая должна выполнять функции, ей предназначенные. Что творится в душе ребенка, в такой семье никого не интересует. Не будешь же спрашивать у стиральной машины, какой порошок она предпочитает.
  2. Как к породистой собаке, которая обязана оправдать породу и занять на выставке хорошее место.
  3. Как к игрушке, с которой в охотку можно поиграть, которой можно похвастаться, а потом убрать в шкаф до следующего раза.
  4. Как к необходимому для полноценной семейной жизни аксессуару.

Список можно продолжить...

Лена относится к сыну, как к ЧЕЛОВЕКУ, который имеет право на собственные мысли, чувства и желания. Родительские амбиции «Только Я знаю, что надо моему ребенку» она в себе вытравила. Слишком настрадалась от матери в детстве. Она вглядывается в собственного сына с удивлением и интересом. Вместе они учатся понимать друг друга. А Тема, наблюдая за матерью, учится относиться к жизни, как к чудесному дару и при этом крепко стоять на ногах и на земле.

Совет последний. Каждый день мы показываем ребенку свое отношение к миру, к жизни и к самому ребенку. На подсознательном уровне ребенок фиксирует, на что мы ужаснулись, обрадовались, опечалились, встревожились, остались холодны и равнодушны... Наблюдая за нашими реакциями, ребенок делает соответствующие выводы. Один - что «мир опасен», а «люди - враги». Другой, что «мир полон загадок и ах, как все это интересно»! Да и про самого себя ребенок подсознательно понимает, что он - кукла. Или предмет мебели. Или человек. С этим отношением к миру, к людям и к себе он и пойдет в жизнь.

Мы укладываем Тему спать. Чтение на ночь - это святое. По очереди читаем адаптированного «Робинзона Крузо». «А вам нравится Робинзон?» - вдруг спрашивает Тема. «Это мой любимый герой» - серьезно отвечаю я. «Почему?» «Он не просто выживал, как тараканы выживают, он удовольствие получал от жизни. И он столько всего придумал, и ему интересно было, поэтому у него все получалось». Тема вскакивает: «Я тоже такой!» - кричит он, прыгая на кровати. «Мне все! Ужасно! Интересно! И у меня! Все! Получится!»

Это правда.